Сысоев А. В. Анализ содержания основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» в физкультурных вузах России
DOI: 10.47438/1999-3455_2024_1_167
Александр Владимирович Сысоев
кандидат педагогических наук, доцент, ректор
Воронежская государственная академия спорта
Воронеж, Россия
депутат
Воронежская городская Дума
Воронеж, Россия
e-mail: kanc@vgifk.ru
Аннотация. В статье представлены результаты аналитических исследований, направленных на научное обоснование содержания основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее – ОПОП ВО) по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Проведено сопоставление учебных планов, реализуемых в семи физкультурных вузах России по программе бакалавриата в рамках указанного профиля. Данные систематизированы по трём ключевым позициям: состав дисциплин в учеб-ном плане, их объём и очерёдность освоения.
Цель исследования состоит в выявлении сходств и различий в ОПОП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», реализуемых в физкультурных вузах России, и определении базовых подходов к конструированию содержания подготовки бакалавров данного профиля.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось в феврале-июле 2021 г. В ходе его выполнения были изучены документы планирования учебной работы, размещённые на официальных сайтах физкультурных вузов, а также напрямую предоставленные руководством вузов по соответствующему ректорскому запросу от Воронежской государственной академии спорта (далее - ВГАС). В качестве основных методов исследования использованы: контент-анализ программных документов, теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы и официальных Интернет-источников, общелогические методы теоретического исследования - анализ, обобщение, сравнение, систематизация.
Результаты исследования. Установлено, что профиль «Физкультурное образование» по направлению 49.03.01 реализуется в 11-ти физкультурных вузах из 14-ти существующих в России. На основании ОПОП ВО, предоставленных семью вузами, систематизированы все дисциплины, содержащиеся в учебных планах, включая их обязательную и вариативную части, а также дисциплины по выбору и факультативы. Выявлены 28 ключевых дисциплин Блока 1, проанализированы их объём и очерёдность освоения. Показаны неодинаковые подходы вузов к формированию содержания практики студентов и выбору её направленности (Блок 2 учебного плана). Сделан вывод об идентичности осуществляемой вузами подготовки к государственной итоговой аттестации (Блок 3 учебного плана). Выводы. Исследование показало разнонаправленность реализуемых физкультурными вузами учебных планов для профиля «Физкультурное образование». Едиными для семи вузов являются 28 учебных дисциплин, т.е. менее 50%. По остальным совпадения в основном выражаются в их присутствии в учебных планах двух-четырёх вузов. Множество дисциплин (особенно реализуемых по выбору и факультативно) являются уникальными для конкретных вузов. По вопросам объёма и очерёдности овладения учебными дисциплинами между вузами отмечаются сходства и различия.
Ключевые слова: подготовка физкультурных кадров, высшее образование, профиль «Физкультурное образование», физкультурные вузы, документы планирования учебной работы, образовательные программы, учебные планы, учебные дисциплины, объём учебной нагрузки.
Для цитирования: Сысоев А. В. Анализ содержания основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» в физкультурных вузах России // Культура физическая и здоровье. 2024. № 1. С. 167-176. DOI: 1047438-1999-3455_2024_1_167
Полный текст статьи: fizkultura_2024_v89_N1_167-176.pdf