Бортникова С. А., Бугаков А. И., Жужукин Н. В., Горлов Д. О. Моделирование педагогического процесса формирования основ физической культуры личности младших школьников средствами системного и личностно-ориентированного подходов
DOI: 10.47438/1999-3455_2022_4_62
Светлана Анатольевна Бортникова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: svetlanabortnicova1971@yandex.ru
Александр Иванович Бугаков
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Воронежский государственный педагогический университет
Воронеж, Россия
e-mail: aibugakov@mail.ru
Николай Викторович Жужукин
преподаватель кафедры физической культуры и спорта
Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова
Воронеж, Россия
e-mail: n.zhuzhukin@yandex.ru
Дмитрий Олегович Горлов
преподаватель кафедры физической культуры и спорта
Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова
Воронеж, Россия
email: dima.vrn90@mail.ru
Аннотация. В материале статьи рассматриваются проблемы формирования основ физической культуры личности младших школьников на основе внедрения в образовательный процесс и последующей реализации педагогической структурно-функциональной модели. Рассмотренная авторами структура физической культуры личности младшего школьника включает когнитивный, мотивационно-ценностный и действенно-практический компоненты. В статье описываются ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный критерии сформированности компонентов физической культуры и приводятся методики их диагностики. Педагогический процесс, построенный в рамках вышеуказанной модели на основе системного и личностно-ориентированного подходов, может обеспечить эффективное личностное принятие обучающимися ценностей физической культуры и воспитание ответственного отношения школьников к своему здоровью, поскольку системообразующим элементом выступает цель формирования основ физической культуры, а приоритетом образования выступает физическое развитие с учётом индивидуальных особенностей, а также воспитание осознанного подхода к физкультурной деятельности и личностного смысла занятий. Проведённая авторами диагностика на итоговом этапе эксперимента показала эффективность проделанной работы. Вовлечение младших школьников экспериментального класса в физкультурно-спортивную деятельность на основе описанной выше педагогической модели способствовало формированию всех необходимых компонентов физической культуры и повышению её уровня по всем критериям.
Ключевые слова: младший школьник, физическая культура личности, диагностика физической культуры, критерии сформированности физической культуры.
Для цитирования: Моделирование педагогического процесса формирования основ физической культуры личности младших школьников средствами системного и личностно-ориентированного подходов / С. А. Бортникова, А. И. Бугаков, Н. В. Жужукин [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2022. № 4. С. 62-67. DOI: 1047438-1999-3455_2022_4_62
Полный текст статьи: fizkultura_2022_v84_N4_62-67.pdf