Веселкина Т. Е., Лукьяненко К. Л., Румба О. Г., Кононов С. В. Об особенностях обучения физической культуре на основе избранного вида спорта (на примере Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I)
DOI: 10.47438/1999-3455_2023_3_21
Татьяна Евгеньевна Веселкина
кандидат педагогических наук, и. о. заведующего кафедрой «Физическая культура»
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербург, Россия
e-mail: belomoina@yandex.ru
Кирилл Леонидович Лукьяненко
старший инструктор-методист Учебно-оздоровительного комплекса со спортивным клубом
Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет имени И. П. Павлова
Санкт-Петербург, Россия
e-mail: kir_luk@mail.ru
Ольга Геннадьевна Румба
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Физическая культура»
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербург, Россия
профессор кафедры «Теория и методика спорта, спортивной кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Якутск, Россия
e-mail: RumbaOlga@yandex.ru
Сергей Владимирович Кононов
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура»
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербург, Россия
e-mail: kononow@list.ru
Аннотация. В статье представлены результаты анкетирования студентов 1-3 курсов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (далее - ПГУПС) об особенностях обучения физической культуре на основе избранного вида спорта. Данный подход в организации работы кафедры «Физическая культура» успешно развивается с 2000-х годов. В рамках его реализации на кафедре сформированы отделения лёгкой атлетики, плавания, единоборств, художественной гимнастики, спортивных игр и отдельно футбола, а также отделение общей физической подготовки (далее - ОФП) и специальное отделение для студентов с противопоказаниями по состоянию здоровья. До 2018 года студенты в каждом семестре меняли спортивное отделение, что позволяло за 3 года углублённо освоить 6 видов спорта. С 2018 года в силу особенностей функционирования ФГОС ВО 3++ студенты по факту зачисления на 1-й курс выбирают один из практикуемых на кафедре видов спорта, после чего, в основном, занимаются по избранной программе весь период обучения. Анкетирование студентов (n=114) было проведено с целью углублённого изучения специфики построения обучения физической культуре на основе избранного вида спорта, в том числе в дистанционном формате, который был апробирован в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Вопросы анкеты затрагивали аспекты опыта занятий спортом, содержания занятий, заинтересованности в них, желания продолжать заниматься самостоятельно, эффективных вариантов дистанционного взаимодействия с преподавателем. По результатам исследования сделан вывод об успешности реализации подхода к обучению физической культуре на основе избранного вида спорта и о целесообразности изучения возможностей дистанционного сопровождения таких занятий.
Ключевые слова: физическая культура, избранный вид спорта, спортивные отделения, учебный процесс, студенты, дистанционное обучение, тренировочный процесс, опыт занятий спортом, самостоятельные занятия, анкетирование.
Для цитирования: Об особенностях обучения физической культуре на основе избранного вида спорта (на при-мере Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I) / Т. Е. Веселкина, К. Л. Лукьяненко, О. Г. Румба [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2023. № 3. С. 21-26. DOI: 1047438-1999-3455_2023_3_21
Полный текст статьи: fizkultura_2023_v87_N3_21-26.pdf