Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 1999-3455

Доронцев А. В., Порубайко Л. Н., Светличкина А. А., Ермолина Н. В. Изучение влияния регулярных занятий спортом на стрессоустойчивость студентов медицинских вузов

DOI: 10.47438/1999-3455_2024_1_79

Александр Викторович Доронцев

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры
Астраханский государственный медицинский университет
Астрахань, Россия
e-mail: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Людмила Николаевна Порубайко

кандидат медицинских наук, доцент, мастер спорта СССР международного класса по плаванию, заведующая кафедрой физической культуры и спорта
Кубанский государственный медицинский университет
Краснодар, Россия
e-mail: porubaiko50@mail.ru

Анастасия Александровна Светличкина

кандидат медицинских наук, мастер спорта РФ по художественной гимнастике, ассистент кафедры кардиологии с курсом ФПО
Астраханский государственный медицинский университет
Астрахань, Россия
e-mail: doronceva@rambler.ru

Наталья Владимировна Ермолина

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой образовательных технологий физической культуры и спорта
Астраханский государственный университет
Астрахань, Россия
e-mail: tomara-72_64@mail.ru

Аннотация. Цель профессионально-прикладной физической подготовки в медицинских вузах - сформировать у студентов навыки применения средств физической культуры и спорта в профилактике различных патологий, а также реабилитации после перенесённых заболеваний. При этом будущий врач должен иметь соответствующий уровень психофизической подготовленности в соответствии с профильной специальностью. Исходя из профессиограммы специальности 31.05.01 Лечебное дело, в силу своей специфики, она обусловлена высоким спектром стрессовых ситуаций. В ходе проведённого исследования определены виды физической активности, позволяющие сформировать у будущих специалистов высокий уровень устойчивости к стрессовым воздействиям. Материалы. Материалом для исследования послужили данные уровня физической подготовленности, результаты теста самооценки и стрессоустойчивости (С. Коухена, Г. Виллиансона и Спилберга). Методы исследования: анализ анкетирования практикующих врачей, результаты тестовых заданий, определяющих уровень физической подготовленности, определение видов двигательной активности с высоким уровнем стрессогенных воздействий, показатели гемодинамики в результате воздействия досрочного стресса. Результат. Рассмотрев уровень стрессоустойчивости студентов, занимающихся различными видами спорта, было выявлено, что наиболее высокий уровень наблюдался у представителей единоборств и спортивных игр (баскетбол), менее выраженные показатели определялись у пловцов и представителей настольного тенниса. Научная новизна. Исследование позволило дифференцированно рекомендовать студентам виды спорта для повышения уровня стрессоустойчивости. Теоретическая значимость заключается в определении вектора применения соответствующих видов спорта для совершенствования структурно-функциональной регуляции стресса. Практическая значимость. Повышение адаптационного потенциала стрессоустойчивости с использованием соответствующих видов спорта может служить стратегией преодолевающего поведения в ситуациях высокого психологического напряжения, с которым часто встречаются медицинские работники. Выводы. Полученные в ходе работы результаты подтверждают, что формирование профессионально значимых качеств (в данном случае способность противостоять внешним раздражителям) обусловлены регулярными занятиями соответствующей двигательной активностью.

Ключевые слова: студенты, стрессоустойчивость, виды спорта, досрочный стресс, адаптационный потенциал.

Для цитирования: Изучение влияния регулярных занятий спортом на стрессоустойчивость студентов медицинских вузов / А. В. Доронцев, Л. Н. Порубайко, А. А. Светличкина [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2024. № 1. С. 79-83. DOI: 1047438-1999-3455_2024_1_79

Полный текст статьи: fizkultura_2024_v89_N1_79-83.pdf

Подписка:

Каталог АО "Агентство по распространению зарубежных изданий", подписной индекс 18414.