Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 1999-3455

Васельцова И. А., Чередникова Л. В., Жедик Е. М., Карева Ю. Ю. Праксиолого-культурологический подход к организации процесса физического воспитания в вузах

DOI: 10.47438/1999-3455_2024_2_39

Ирина Александровна Васельцова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт»
Самарский государственный университет путей сообщения
Самара, Россия
e-mail: irina_vaseltsova@mail.ru

Любовь Васильевна Чередникова

старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт»
Самарский государственный университет путей сообщения
Самара, Россия
e-mail: l.cherednikova@samgups.ru

Елена Михайловна Жедик

доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт»
Самарский государственный технический университет
Самара, Россия
e-mail: l.cherednikova@samgups.ru

Юлия Юрьевна Карева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание»
Самарский государственный экономический университет
Самара, Россия
e-mail: Kareva-19911@mail.ru

Аннотация. Современные условия развития общества диктуют необходимость пересмотра методологических оснований в организации процесса физического воспитания в вузах. Раскрытие праксиологического потенциала в области физической культуры и спорта обеспечивается путём освоения когнитивных, креативных, нравственных ценностей и подкрепляется умениями рационального управления психофизическим состоянием обучающихся, процессами адаптации к физическим нагрузкам, мотивационными установками и интересами занимающихся. Проведённое исследование, направленное на уточнение ведущих целевых установок, отношения студентов к нововведениям, формам и методам реализации занятий в вузах выявило, что социально-ориентированные мотивы (самосовершенствование, личностная актуализация, развитие морально-волевых, лидерских качеств), несмотря на их тесную взаимосвязь со спортивным, физическим совершенствованием и состязательностью, не получили должной оценки у студентов. Ориентация процесса обучения на «нормативность» вызывает определённые ограничения в творческой, инициативной деятельности студентов, что приводит к снижению уровня субъектной активности и формированию «навыков исполнителя».

Ключевые слова: физическое воспитание в вузе, праксиолого-культурологический подход, мотивы и установки к занятиям физической культурой и спортом студенческой молодёжи.

Для цитирования: Праксиолого-культурологический подход к организации процесса физического воспитания в вузах / И. А. Васельцова, Л. В. Чередникова, Е. М. Жедик [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2024. № 2. С. 39-43. DOI: 10.47438/1999-3455_2024_2_39

Полный текст статьи: fizkultura_2024_v90_N2_39-43.pdf

Подписка:

Каталог АО "Агентство по распространению зарубежных изданий", подписной индекс 18414.