Амурская О. В., Стрелкова Я. А., Комарова И. Г., Арсеенко Е. А. Теоретико-практические предпосылки возникновения образовательной кинезиологии
DOI: 10.47438/1999-3455_2023_1_256
Ольга Викторовна Амурская
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Белгород, Россия
e-mail: amurskaya@bsu.edu.ru
Ярославна Александровна Стрелкова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Белгород, Россия
e-mail: strelkova@bsu.edu.ru
Ирина Геннадиевна Комарова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Белгород, Россия
e-mail: komarova_i@bsu.edu.ru
Елена Анатольевна Арсеенко
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Белгород, Россия
e-mail: arseenko@bsu.edu.ru
Аннотация. В статье раскрываются понятия «кинезиология» и «образовательная кинезиология». Представлены теории ведущих учёных – философов, физиологов, психологов и врачей. Рассматриваются источники становления кинезиологии, в которых затрагивался феномен «человек и его движение», а также научная дисциплина – кинесика, изучающая движения тела во взаимосвязи с речевой коммуникацией. Образовательная кинезиология сначала стала научным направлением, изучающим движения и двигательные действия человека. Благодаря П. Деннисону и Г. Деннисону она получила своё признание. Образовательный процесс необходимо рассматривать в разрезе влияния мышeчнoй cиcтeмы тeлa нa уpoвнe paботы цeлocтнoгo мoзгa. Проведён обзор основных научных теорий, изучающих работу и строение мозга. Широко раскрыта основопологающая теория Н. А. Бернштейна об уровнях мозговой организации движений. Он доказал, что мозговые структуры, участвующие в организации произвольных движений человека, анатомически представлены пятью основными уровнями. Чем сложнее уровень, тем он моложе и выше находится по анатомическому строению.
Ключевые слова: образовательная кинезиология, мозг, высшие психические функции, движение, теория, развитие мозга, развитие интеллектуальных способностей, центры мозга, движение и интеллект, уровни построения движений.
Для цитирования: Теоретико-практические предпосылки возникновения образовательной кинезиологии / О. В. Амурская, Я. А. Стрелкова, И. Г. Комарова [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2023. № 1 (85). С. 256-259. DOI: 10.47438/1999-3455_2023_1_256
Полный текст статьи: fizkultura_2023_v85_N1_256-259.pdf