Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 1999-3455

Павлова В. С., Колоколов Д. И., Страдзе А. Э. Анализ проблем профессиональной коммуникации педагогов физической культуры

DOI: 10.47438/1999-3455_2023_1_119

Вероника Сергеевна Павлова

аспирант, ассистент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
Московский городской педагогический университет
Москва, Россия
e-mail: ionkinav@mgpu.ru

Даниил Игоревич Колоколов

магистрант
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Москва, Россия
e-mail: digkolokolov@gmail.com

Александр Эдуардович Страдзе

доктор социологических наук, профессор кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
Московский городской педагогический университет
Москва, Россия
e-mail: stradzeae@mgpu.ru

Аннотация. Статья посвящена рефлексии места коммуникативных компетенций в структуре компетенций профессионалов будущего. Важность формирования коммуникативной культуры педагогов в целом и педагогов физической культуры в частности обосновывается на основе понимания значимости образования: коммуникативная профессиональная культура педагога формируется в процессе образования для дальнейшего воспроизводства в педагогической деятельности. Поскольку коммуникативная культура зависит от личностных особенностей будущих педагогов, в статье проанализированы требования, которые предъявляются к личностным и профессиональным качествам педагога физической культуры. Предметная область "физическая культура" нацелена не только на формирование знаний, но, в большей мере, ориентирована на формирование мотивации и позитивных установок к спорту, здоровому образу жизни. Ведущая роль в структуре педагогического общения отведена культуре педагогического общения и профессиональной коммуникации, определяющих эффективность взаимодействия педагога с учениками. Данные эмпирического исследования, посвящённого диагностике уровня сформированности коммуникативных умений, свидетельствуют о наличии проблем профессиональной коммуникации у педагогов физической культуры, характер которых изменяется в зависимости от их педагогического стажа. Количество регистрируемых проблем возрастает по мере увеличения стажа педагогической деятельности. Также результаты исследования демонстрируют проблему низкого уровня развития эмпатии во всех группах обследованных педагогов.

Ключевые слова: педагог физической культуры, профессиональная коммуникация, педагогический стаж, профессиональная деформация, педагогическое общение, коммуникативные способности.

Для цитирования: Павлова В. С., Колоколов Д. И., Страдзе А. Э. Анализ проблем профессиональной коммуникации педагогов физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2023. № 1 (85). С. 119-124. DOI: 10.47438/1999-3455_2023_1_119

Полный текст статьи: fizkultura_2023_v85_N1_119-124.pdf

Подписка:

Каталог АО "Агентство по распространению зарубежных изданий", подписной индекс 18414.