Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 1999-3455

Павлова В. С., Ловцова Н. И., Страдзе А. Э. Об оценке уровня сформированности коммуникативных умений будущего педагога физической культуры

DOI: 10.47438/1999-3455_2023_1_125

Вероника Сергеевна Павлова

аспирант, ассистент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
Московский городской педагогический университет
Москва, Россия
e-mail: ionkinav@mgpu.ru

Наталия Игоревна Ловцова

доктор социологических наук, профессор кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
Московский городской педагогический университет
Москва, Россия
e-mail: lovcovani@mgpu.ru

Александр Эдуардович Страдзе

доктор социологических наук, профессор кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
Московский городской педагогический университет
Москва, Россия
e-mail: stradzeae@mgpu.ru

Аннотация. Статья посвящена оценке уровня сформированности навыков бесконфликтного взаимодействия в структуре коммуникативных умений выпускников вуза - будущих педагогов физической культуры. Дана характеристика современным особенностям реализации педагогического взаимодействия в условиях возрастания количества стрессовых факторов, связанных с изменением условий профессиональной деятельности педагогов. Подчёркивается негативная роль конфликтных ситуаций в образовательном процессе, приводящих к увеличению уровня стресса при реализации профессиональной деятельности. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, как показывает анализ литературы, редко становится фокусом внимания исследователей проблем образования. Обосновывается необходимость повышения эффективности развития коммуникативной компетентности при реализации программ высшего образования педагогической направленности. В статье представлены результаты исследования особенностей реагирования в конфликтных ситуациях выпускников вуза – будущих педагогов физической культуры. Проведённое исследование подтверждает низкий уровень умений и навыков решения конфликтов в процессе педагогического взаимодействия, данные исследования демонстрируют преобладание деструктивного, конфликтогенного или пассивного стиля реагирования будущих педагогов на конфликтную ситуацию. Выявленные недостатки навыков педагогического взаимодействия свидетельствуют о необходимости усиления внимания к теоретической и практической составляющим процесса формирования коммуникативных умений педагога физической культуры.

Ключевые слова: педагог физической культуры, образовательный процесс, обучение, стресс, конфликтные ситуации, коммуникативные умения, коммуникативные способности, общение, универсальные компетенции, способы реагирования в конфликте.

Для цитирования: Павлова В. С., Ловцова Н. И., Страдзе А. Э. Об оценке уровня сформированности коммуникативных умений будущего педагога физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2023. № 1 (85). С. 125-131. DOI: 1047438-1999-3455_2023_1_125

Полный текст статьи: fizkultura_2023_v85_N1_125-131.pdf

Подписка:

Каталог АО "Агентство по распространению зарубежных изданий", подписной индекс 18414.