Журнал Известия ВГПУ
Английская версия НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ ISSN 1999-3455

Пономарёва Т. В., Баданина Г. Г. Использование системы упражнений хатха-йоги в коррекции физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи

DOI: 10.47438/1999-3455_2023_1_281

Татьяна Васильевна Пономарёва

кандидат биологических наук, доцент, декан факультета адаптивной и оздоровительной
физической культуры
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Краснодар, Россия
e-mail: tkaratysh@ya.ru

Галина Геннадьевна Баданина

директор Гуманитарного колледжа
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Краснодар, Россия
e-mail: aofk@kgufkst.ru

Аннотация. Имеются обоснования отставания физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья от здоровых сверстников, что распространяется и на дошкольников с речевой патологией. В связи с этим, возникла необходимость рассмотрения возможности повышения уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Оценивается эффективность влияния двух подходов в реализации коррекционных средств адаптивной физической культуры, которые будут способствовать, как физическому развитию, так и развитию речи у дошкольников с нарушениями в развитии: общеразвивающие упражнения с речитативом и система упражнений – асан хатха-йоги. Выявлено, что использование асан хатха-йоги способствовало повышению уровня физического развития по показателям веса, окружности грудной клетки в спокойном состоянии и при максимальном вдохе, спирометрии, обхватных размеров кисти и динамометрии правой и левой рук. При использовании общеразвивающих упражнений с речитативом также отмечалось достоверное улучшение показателя веса, который уступал результатам экспериментальной группы, окружность грудной клетки изменялась только в спокойном состоянии, а достоверное увеличение силы кистей обеих рук также уступала уровню развития кистевой динамометрии в экспериментальной группе.

Ключевые слова: нарушения речи, физическое развитие, дети с ОВЗ, хатха-йога, дошкольники с ОНР.

Для цитирования: Пономарёва Т. В., Баданина Г. Г. Использование системы упражнений хатха-йоги в коррекции физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Культура физическая и здоровье. 2023. № 1 (85). С. 281-285. DOI: 10.47438/1999-3455_2023_1_281

Полный текст статьи: fizkultura_2023_v85_N1_281-285.pdf

Подписка:

Каталог АО "Агентство по распространению зарубежных изданий", подписной индекс 18414.