Гончарук Я. А., Гончарук С. В. Концептуальное обоснование направлений совершенствования проектного управления физкультурно-образовательного пространства в современном вузе
DOI: 10.47438/1999-3455_2023_2_46
Ярослав Алексеевич Гончарук
кандидат социологических наук, доцент кафедры физического воспитания
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Белгород, Россия
e-mail: goncharuk_ya@bsu.edu.ru
Светлана Викторовна Гончарук
кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Белгород, Россия
e-mail: goncharuk@bsu.edu.ru
Аннотация. Представленная научная работа базируется на материалах социологического исследования «Диагностика системы управления физкультурно-образовательным пространством вузов», период проведения – 2018-2021 гг., предпринятого исследователями Белгородского государственного университета (НИУ «БелГУ»), и является резюмирующим в цикле публикаций по данной тематике. Методологическая основа исследования базируется на социологическом исследовании, которое охватило 7 высших учебных заведений Центрального федерального округа. Количественные показатели исследования были получены методом анкетного опроса основных акторов физкультурно-образовательного пространства современного вуза (далее – ФОПСВ). Верификация полученных количественных данных достигалась благодаря глубинному интервьюированию методом фокус-групп. В исследовании приняли участие 1000 представителей студенческой молодёжи, 300 преподавателей и научных сотрудников вузов, 140 работников администрации вузов. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей отношения респондентов к использованию проектного подхода и его концептуального обоснования в процессе развития ФОПСВ.
Результаты исследования показывают, что все акторы ФОПСВ характеризуются довольно высоким уровнем информированности о целях физкультурно-образовательного пространства, способным обеспечить необходимую коммуникацию между субъектами и сформировать единый подход для достижения поставленных целей. Состояние материально-технической базы современного ФОПСВ, по мнению большинства участников исследования, соответствует их ожиданиям. Так, общий средний балл оценки удовлетворённости составляет 7,8 из 10 максимально возможных. Особенности диспозиций предопределяют специфику групповых норм поведения в ФОПСВ. Для студенческой молодёжи они выражаются, прежде всего, в преобладании формальной мотивации к включению в физкультурно-образовательные процессы и ограниченной активности. Основной мотив, задающий ориентиры и нормы поведения студенческой молодёжи, – желание приобрести красивую фигуру. Для преподавателей и сотрудников, как и для администраторов характерно лишь эпизодическое включение в протекающие в нём процессы, для большинства нормой является фактическая отстранённость от него при декларации значимости этой деятельности. Таким образом, можно констатировать очевидную неоптимальность норм, что в значительной степени (но, разумеется, не только) связано с недостаточной эффективностью управления. Делается вывод о том, что технология проектного управления в развитии ФОПСВ может вызывать значительный интерес со стороны преподавателей при условии реализации ряда организационно-технологических действий, предложенных авторами. Решение проблем должно осуществляться на основе проектной деятельности, которая должна укладываться в общую стратегию развития ФОПСВ.
Ключевые слова: физкультурно-образовательное пространство вуза, проектное управление, системный подход, партнёрство, пертинентность.
Для цитирования: Гончарук Я. А., Гончарук С. В. Концептуальное обоснование направлений совершенствования проектного управления физкультурно-образовательного пространства в современном вузе // Культура физическая и здоровье. 2023. № 2. С. 46-50. DOI: 1047438-1999-3455_2023_2_46
Полный текст статьи: fizkultura_2023_v86_N2_46-50.pdf